Исследование Google: россияне старше 50-ти покупают в интернете не хуже молодых
Кто мог ожидать такого? Еще 10 лет назад казалось, что в массовом порядке россияне, родившиеся раньше 1970 года, не примут и не поймут интернет. А сегодня оказывается, что они чаще покупают онлайн одежду и обувь, чем их дети и внуки; используют Сеть для рабочих задач и юзают финансовые сервисы ровно в том же объеме, что и младшие поколения.
Компания Google совместно с Euromonitor International провела исследование онлайн-активности россиян в возрасте 50+ и получила результаты, которые напрочь опрокидывают стереотипы о старшем поколении.
Исследование проводилось онлайн среди россиян старше 16 лет. 70 % участников составили представители возрастной группы 50+. Выборка опроса – 2005 человек, из них 56 % женщин и 44 % мужчин.
Люди старшего поколения столь же активны в сети, как и молодые
93 % российских интернет-пользователей в возрасте старше 50 лет бывают онлайн несколько раз в день. А 43 % из них проводят в интернете более четырех часов в сутки. Среди младших поколений доля столь же активных пользователей всего на 13 % больше.
25 % пожилых людей ищут в интернете утилитарную информацию и новости, а 23 % – оплачивают счета и работают онлайн. Для сравнения: среди более молодых информацию в Сети ищут 21 %, а пользуются финансовыми сервисами и работают… те же 23 %.
Если обратить внимание на социальные сети, то зависание в них является основной активностью как для 19 % российских интернет-пользователей старше 50-ти, так и для 19 % тех, кто младше.
Небольшое уточнение
К сожалению, Google и Euromonitor International не приводят информации, позволяющей количественно оценить число российских интернет-пользователей в возрасте старше 50 лет. Приходится полагаться на данные, распространяемые с подачи исследовательской компании Mediascope. Они говорят, что лишь с середины 2019 года в России стали учитываться интернет-пользователи старше 64 лет. Таких сейчас 7,5 миллионов человек. Проникновение интернета в этой возрастной группе составляет 36 %.
В других источниках упоминается, что в возрастной группе россиян старше 55 лет интернетом пользуется треть населения. По данным Росстата на январь 2019 года, граждан в возрасте 50–59 лет в стране насчитывается 19,8 миллионов. Старше 60-ти лет – 22 %, или примерно 32,2 миллиона человек. То есть пятидесятилетних и старше в России всего живет около 53 миллионов.
Грубый подсчет показывает: если из них пользуются интернетом приблизительно 33 % (здесь некоторая вынужденная натяжка из-за пробела в знаниях об интернет-аудитории 50–55-летних, но ею приходится пренебречь), то размер аудитории российских «бумеров» приблизился к показателю в 17,5–20 миллионов человек. Отметим для себя, что это целая армия «возрастных», но действующих и потенциальных потребителей товаров и услуг «в цифре».
Какую технику возрастные пользователи используют для выхода в интернет
У 74 % опрошенных есть смартфоны (среди россиян младше 50-ти таких 96 %). 71 % используют для выхода в Сеть ноутбуки (среди молодых – 74 %). 60 % представителей старшего поколения предпочитают десктопы (66 % – у более младших), а 38 % – планшеты (47 % – у молодых). Проценты не суммируются, так как в разных ситуациях и более старшие, и более молодые используют то одни, то другие устройства.
Популярность соцсетей и мобильных приложений
Безусловным лидером является YouTube – как среди старших (95 % использующих), так и среди младших (98 %).
Онлайн-покупки «50+» делают с помощью Avito (76 %), AliExpress (61 %) и Ozon.ru (62 %). Среди более молодых предпочтения распределились так: Avito – 87 %, AliExpress – 80 %, сервис «Юла» – 71 % (Ozon.ru у младших поколений в первую тройку не вошел).
Из приложений соцсетей россияне категории 50+ предпочитают «ВКонтакте» (78 %), «Одноклассники» (73 %) и Facebook (65 %). В первую тройку не вошел Instagram.
Среди более молодых Instagram используют 76 % опрошенных. Facebook выпадает из тройки наиболее популярных соцсетей. А «ВКонтакте» и «Одноклассники» имеют показатели 95 % и 66 % популярности соответственно.
Главный по популярности сетевой контент сегодня и для тех, и для других – видео. 56 % представителей старших поколений смотрят его в интернете ежедневно (среди молодых таких – 73 %). Для просмотра видео YouTube является наиболее популярной платформой: в 98 % случаев – у «бэби-бумеров» и в 99 % – у молодых.
Среди видеоконтента (и это любопытно!) наиболее популярный – обучающий. Он востребован у 70 % респондентов категории 50+ и у 67 % молодых.
Подробнее об онлайн-шопинге у «50+»
- В Сети покупают бытовую технику и электронику (53 %).
- Приобретают одежду и обувь (49 %). Для сравнения: у молодых только 19 %.
- Самые популярные категории товаров для аудитории 50+: предметы личной гигиены (60 %), бытовая техника и электроника (50 %), средства ухода за домашними животными (47 %).
- Оплачивать покупки более возрастные люди предпочитают в момент доставки (53 %).
- Для сравнения: 61 % молодых оплачивают их онлайн при помощи дебетовых карт.
- «50+» не любят платить кредитным картами (только 17 % выбирают такой вариант при оплате онлайн); 12 % предпочитают платить в момент доставки товара домой.
- При изучении товаров в Сети 91 % сравнивают цены. 83 % – читают отзывы и 67 % – проверяют наличие товара в магазине.
- Перед покупкой 80 % возрастных пользователей прислушиваются к советам и отзывам родственников и друзей. Среди молодых таких 69 %.
Ключевые каналы связи бизнеса с аудиторией 50+
- Только 46 % доверяют рекламе с привлечением знаменитостей.
- Лишь 10 % дают продавцам товаров и услуг обратную связь через соцсети и только 21 % – посредством отзывов на сайтах. Однако в качестве рекламных каналов соцсети всё равно остаются главными для тех, кому за 50.
«50+» в потреблении рациональны
- 30 % респондентов категории заявляют, что удовлетворительная цена для них гораздо важнее бренда.
- 23 % готовы заплатить чуть больше «за качество».
- 16 % участников исследования отдают предпочтение тому или иному бренду. И этот показатель выше, чем у молодых.
Google сообщает, что россияне старше 50-ти – это одна из основных целевых аудиторий для маркетологов. Опрос показал, что «50+» наиболее лояльны к любимым брендам. Кроме того, авторы исследования советуют компаниям выходить на эту аудиторию через социальные сети и популярные приложения, ведь многие из них проводят там более 4 часов в сутки.